Синдром постоянного сексуального возбуждения: лечение супружеской пары с применением приемов когнитивно-поведенческой терапии

JANICE HILLER & BRIGID HEKSTER

Предисловие: описан случай постоянного сексуального возбуждения у женщины 52 лет, чья частая мастурбация существенно повлияла на ее семейгые отношения. Для лечения использовались приемы когнитивно-поведенческой терапии, лечение было направлено на подавление тревожных состояний, смягчения реакции и устранение семейной дисгармонии. Длительное лечение позволило пациентке справиться с желанием мастурбировать и привело к погашению симптомов, к улучшению сексуальной и эмоциональной связи в паре.

Введение
Недавно опубликованные статьи анализируют относительно нечастую, но потенциально весьма тревожную проблему - состояние нежелательного сексуального возбуждения у женщин. Лейблюм и Натан (2002) ввели термин «Синдром постоянного сексуального возбуждения PSAS» для описания этого состояния, в котором женщины, не испытывая желания сексуального контакта, чувствуют постоянное напряжение в половых органах, что приводит их к необходимости обращаться за помощью.

PSAS отличается от гиперсексуальности - синдрома, при котором очень высок уровень сексуальных желаний (Leiblum & Nathan, 2002). Несколько случаев были описаны детально, при этом не сложилось никакой достоверной картины неврологических и гормональных аномалий, что свидетельствует о различных причинах для сильных ощущений прилива крови к влагалищу.

Райли (1994) сообщил о пациентке, которая была не в состоянии работать в связи с частой мастурбацией в течение нескольких дней до менструации, хотя на следующий день по окончании сексуальные потребности снижались до уровня, которым можно было управлять.

Эта дама успешно лечилась с помощью лекарств для ослабления ощущений во время менструаций, но у нее не было никаких гормональных нарушений.

Лейблюм и Натан (2002) теперь считают, что это пример PSAS, хотя в то время использовался термин «предменструальная гиперсексуальность» (Riley, 1994). Напротив, Халлам-Джонс и Уайли (2001) описали женщину, которую сексуальное возбуждение раздражает и вводит в состояние стыда , хотя оно и не постоянно.

Упражнения Кегеля были предложены как часть ее лечения, и выяснилось, что она делает такие же упражнения для диафрагмы таза каждый день, занимаясь танцем живота. После того, как эти упражнения были прекращены, нежелательные половые ощущения прекратились.

Интересные физиологические данные о PSAS были получены Уайли и соавторами (2006), которые могли наблюдать в лаборатории женщину с необычной историей. У их пациентки были неприятные и навязчивые ощущения сексуального возбуждения во время сна. Детальные исследования дали объективные доказательства увеличения притока крови к влагалищу, когда женщина дремала и во время сна, что указывало скорее на центральную, а не периферийное причину для усиления половых ощущений. В конце концов после пробы различных лекарств было установлено, что рисперидон уменьшает симптомы и возвращает пациентке спокойные ночи.

В приведенном ниже случае лечение женщины проводилось в 1998 году. Как это было раньше, постоянное сексуальное возбуждение у женщин - это состояние, которое не определяется физическим обследованием или гормональным анализом.

Несомненно, она поставила диагноз PSAS, поскольку ее состояние отвечало всем пяти критериям, определенным Лейблюм и ее соавторами в 2005 году на основании Интернет-опроса. Симптомы нашей пациентки были тяжелыми, с серьезным ущербом для личности и ее семьи.

Хотя степень дискомфорта не входит в пять признаков синдрома, тем не менее, это показатель был важным отличительным фактором (Leiblum и соавт., 2005b). Из-за почти критического состояния пациентки и угрозы развала семьи семейная терапия проводилась в течение 18 месяцев в отделении психологии больницы NHS вначале еженедельно, потом, по мере улучшения состояния, интервал между сеансами увеличивался.

История болезни
Валери, женщина 52 лет поступила к нам в отделение сексуального здоровья после ее посещения на дому психиатром, который диагностировал непреодолимое желание мастурбировать.

Амитриптилин, мягкое успокаивающее, был предписан первоначально в дозировке 3650 мг, который улучшил сон Валери. Через пару месяцев доза была снижена до 100, а затем до 75 мг перед сном.

Сеансы психотерапии для Валери и ее партнера проводились как по отдельности, так и вместе в отделении психологии. Это позволило провести лечение для распутывания их сложных отношений и снижения нежелательных ощущений при сексуальном возбуждении.

Проблема

В предыдущие три месяца Валери испытывала настолько сильное сексуальное напряжение, что она сама становилась неуправляемой. Ее состояние облегчала только частая мастурбация, чем она занималась даже на глазах у посещавших ее врачей. Это сопровождалось чувством стыда, вины и страха, что это разрушает ее брак. Был случай, когда ее муж Генри попытался силой помешать ей мастурбировать.

Валери рассказала, что у нее не было желания заниматься сексом, но она мастурбировала и доходила до оргазма, если это получалось, в попытке хоть ненадолго снизить возбуждение, которое потом возвращалось почти сразу.

Хотя антидепрессант помогал ей снизить желание, так что она чувствовала меньшую потребность в мастурбации, она постоянно боялась нежелательных и непрерывных ощущений и гнева Генри.

Несмотря на продолжающиеся проблемы с мужем, способность Валери удовлетворять его сексуальные потребности возросла с момента начала гормональной терапии три года назад.

Еще одной причиной нервного напряжения была недавняя болезнь ее матери, от которой Валери очень сильно зависит. Валери все время была в тревоге и старалась изо всех сил справиться с домашними делами, управиться с детьми и со своей сексуальной проблемой.

Во время их брака были периоды частых и интенсивных сексуальных контактов, Генри много требовал, и Валери стремилась удовлетворить его потребности. После выхода на пенсию Генри они проводили вместе гораздо больше времени, и для Валери стало затруднительно расслабиться, потому что если что-то раздражало Генри, он не давал ей отдохнуть.

Тем не менее пара пережила 'второй медовый месяц', и они занимались этим приятным времяпровождением. Валери была озабочена возвратом к нормальной сексуальной жизни и чувствовала возрастающие сексуальные желания, которые, как она боялась, не будут удовлетворены, если они не будут все время вместе.

Генри чувствовал себя виноватым в сложившейся ситуации, пара не могла появиться вне дома или куда-нибудь пойти, потому что Валери боялась испытать желание мастурбировать в самый неподходящий момент. Генри принял ее желание мастурбировать за отказ от секса, и он в конце концов вообще прекратил с ней сексуальные контакты.
Предыстория
Валери росла единственным ребенком, мать не давала ей свободы и во все вмешивалась. Отец был мягким и податливым, он умер много лет назад. Ее мать не позволяла ей принимать собственные решения, в том числе, когда ей разрешается пользоваться туалетом. На ее психике отразился инцидент в школе, когда она не осмелилась попросить учителя разрешить ей выйти в туалет и уписалась перед классом.

Вмешательство матери в их брачные отношения было источником постоянного негодования Генри. В период взросления Валери не получила никакой информации о сексе, и ее мать сказала ей, что люди должны пройти свой ​​собственный путь. Видимо, единственное наставление для Валери было то, что она должна угождать мужу любой ценой.

У Генри родители умерли. Его мать была заботливой, его отец все время рукался, что очень пугало Генри. Генри помнит, как боялся, что мать умрет первой и оставит его с таким тираном-отцом. К его ужасу, когда умерла его мать (он был еще подростком), отец вскоре снова женился. Генри чувствовал себя выброшенным, ненужным в этом новом союзе.

Пара познакомилась, когда они были подростками, и до этого у них не было других сексуальных партнеров. В первые годы Валери прикладывала все усилия, чтобы половая жизнь была приятной и удовлетворяла желания Генри.

Шло время, появились дети, а мать Валери продолжала диктовать, как Валери организовать свою жизнь. В то же время Генри становился все более требовательным и агрессивным. В сексе для нее становилось все трудне получить оргазм, если она не ласкала клитор. Генри был как бы отвергнутым и не позволял делать это, но Валери чувствовала, что он управлял ее состоянием, если он стимулировал клитор.

Определение проблемы
Оба они в этом весьма напряженном состоянии боялись потерь, и выросли в неполных семьях, склонных к подавлению личности. Они также оба страдали от потери любви второго родителя. С точки зрения определения отношений они, казалось, подсознательно стремились восстановить потери в их половом союзе, который стал чрезмерно зависим и чрезвычайно чувствителен к изменениям.

Генри вырос решительным и скандальным, как и его отец. В то же время его отстранение от семьи во втором браке отца как бы повторилась, когда его партнерша захотела стимулировать сама себя, тем самым делая его лишним в половом акте.

Валери могла получать удовольствие от секса, но у нее было ощущения, что она управляет временем, пространством и желаниями, в том числе ощущениями во влагалище.

Доминирующий страх вызывал ощущение возбуждения в гениталиях, которым она не могла управлять, что приводило к постыдным случаям. В результате – синдром мастурбации, который представляет собой борьбу с ее телом, заставляя Валери сосредотачиваться на уровне тревожного состояния, на уровне ощущений в гениталиях и на получении физического удовольствия для себя.

Лечение

Наш комплексный терапевтический подход был основан на приведенной выше формулировке и включал психообразование для объяснения источника ощущений Валери, а также когнитивно-поведенческие методы воздействия на ее желания, чтобы попытаться уменьшить силу ощущений посредством самостимуляции.

Ранее мы отметили, что Валери может стимулировать себя без жалобы или вмешательства партнера. Это вмешательство создает предпосылки для управляющих тревожными состояниями методов самоподавления и отвлечения, которые были применены для того, чтобы увеличивались промежутки между мастурбацией.

Несмотря на желание Валери уменьшить дозировку, Генри настоял на том, что она должна оставаться неизменной, поскольку он думал, что это эффективно, поскольку он не мог справиться с усилением симптомов синдрома.

Подход «терпеть, не прибегая к мастурбации» был формой подавления тревожной реакции, что позволило снизить уровень ощущений, а также усилить уверенность Валери в себе, чтобы она смогла действовать в собственных интересах. Ее утверждали в вере в себя, в том, что все ощущения должны исчезнуть, и она сможет заняться тем, чем ей хочется.

Сеансы терапии пары характеризовались пространными объяснениями Генри, почему Валери ушла от него, и ее нерешительностью. Генри часто прерывал курс, потому что Валери была убеждена, что он не понимает ее и говорит за нее.

Для того, чтобы лучше понять эти аспекты их взаимоотношений и изменить их общение, мы исследовали их индивидуальное и совместное развитие. Генри испытал облегчение, когда Валери пришла к пониманию, насколько значительную роль играла ее мать в подрыве ее увереннсти в своих силах, и это помогло освободить его от его отношения к Валери.

Другая сторора: надо было установить границы в количестве сексуальных контактов так, чтобы Валери не чувствовала, что она должна была быть доступна в любое время, и были бы в состоянии сказать нет, не порождая гнева Генри.

Было много рассуждений о том, как Валери может организовать дома личное пространство и в целом взять под контроль ее собственную деятельность. Это включало возможность и говорить без оглядки на мнение мужа, и действовать по-своему в нужный момент, чтобы избавиться от неприятных ощущений в гениталиях.

Мы избавили Генри от страха потерять ее после того, как она стала более независимой, поощрением совместной деятельности.

Итоги

По мере снижения уровня реакций, как эмоциональных, так и сексуальных, напряжение в отношениях снизилось. Постепенно, когда Валери научилась управлять своей потребностью в мастурбации, ее тревога, стыд и самобичевание уменьшилась, и она чувствовала себя более уверенно в своих решениях.

Оба супруга пришли к согласию, что во время сексуального контакта Валери может стимулировать себя, что помогло Генри научиться принимать это, не чувствуя себя исключенным из процесса.

Как следствие, Валери почувствовала себя ближе к нему и стала меньше беспокоиться о том, что она не сможет удовлетворить его потребности. Супругам рассказали о сексуальных играх, что Валери может иногда позволять Генри стимулировать ее клитор для получения оргазма.

Валери продолжала принимать амитриптилин с дозировкой 10 или 20 мг, что делало ее сон спокойным. Терапия была сокращена до одного раза в две недели, а затем до одного раза в месяц и продолжалась до тех пор, пока пара не перестала нуждаться в постоянной поддержке.

References
HALLAM-JONES, R. & WYLIE, K.R. (2001). Traditional dance – a treatment for sexual arousal problems?

Sexual and Relationship Therapy, 16, 377–380.

LEIBLUM, S.R. (2003). Arousal disorders in women: Complaints and complexities. The Medical Journal of

Australia, 178(12), 638 – 640.

LEIBLUM, S.R. & NATHAN, S. (2002). Persistent sexual arousal syndrome in women: A not uncommon

but little recognised complaint. Sexual and Relationship Therapy, 17, 191–198.

LEIBLUM, S.R., BROWN, C., WAN, J. & RAWLINSON, L. (2005a). Persistent sexual arousal syndrome: A

descriptive study. Journal of Sexual Medicine, 2, 331–337.

LEIBLUM, S.R., BROWN, C. & WAN, J. (2005b). Persistent sexual arousal syndrome – a response. Journal

of Sexual Medicine, 2, 745–746.

RILEY, A. (1994) Premenstrual hypersexuality. Sexual and Marital Therapy, 9, 87–93.

WYLIE, K., LEVIN, R., HALLAM-JONES, R. & GODDARD, A. (2006). Sleep exacerbation of persistent

sexual arousal syndrome in a postmenopausal woman. Journal of Sexual Medicine, 3, 296–302.

Contributors

JANICE HILLER, B.SC, M.PHIL, Consultant Clinical Psychologist in Sexual Health,

Redbridge Psychological Services, NELMHT.

BRIGID HEKSTER, Clinical Psychologist, South London and Maudsley NHT Trust

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Новые взгляды на синдром беспокойных гениталий (коллектив авторов)

И так можно жить? 200 оргазмов за день

Убедительное доказательство невропатии малого пещеристого тела